Boeing 747-8 — дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, способный взять на борт до 605 пассажиров и перевезти их на расстояние до 14,320 км. Выпускался с 2008 по 2022 год.
Первый полет Boeing 747-8 совершил 8 февраля 2010 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась 12 октября 2011 года в грузовой авиакомпании Cargolux. Эксплуатация пассажирской версии 747-8i началась 25 апреля 2012 года в авиакомпании Lufthansa.
Boeing 747-8 является продолжением развития семейства 747 после модели 747-400 и использует более совершенные технологии и аэродинамику. Два варианта самолёта начали разрабатываться в 2005 году и к 2006 году оба они отличались от 747-400 удлинённым на 5,6 м фюзеляжем. Boeing 747-8 стал самым длинным пассажирским лайнером в мире, превзойдя предыдущего рекордсмена Airbus A340-600 на 90,5 см. При максимальной взлётной массе в 447 тонн, 747-8 является самым тяжёлым самолётом (среди как гражданских, так и военных) созданным за всю историю Соединённых Штатов.
Несмотря на первоначальные планы создать пассажирский вариант короче грузового, обе модификации (747-8 и 747-8F) одинаковой длины, что упрощает переоборудование 747-8 в грузовую версию (конвертируемый вариант, допускающий переоборудование одного варианта в другой и обратно). Верхняя палуба 747-8 удлинена. Boeing заявил, что 747-8 по сравнению с 747-400: на 30 % тише, на 16 % топливоэффективней и имеет на 13 % меньшую стоимость пассажиро-километра.
На 747-8 используются гребневые законцовки крыла (винглеты) аналогичные используемым на Boeing 777-200LR, 777-300ER и 787, они отличаются от законцовок (винглетов) 747-400. Конструкция этих законцовок позволяет уменьшить концевые вихри, уменьшая спутный след и сопротивление, и тем самым снизить расход топлива. Другой попыткой снизить вес стало также использование электродистанционной системы управления для большинства органов поперечного управления.
В 747-8 присутствуют некоторые изменения на палубах. Наиболее заметные — изогнутая лестница, соединяющая палубы, и более просторный главный вход для пассажиров. Интерьер главного салона 747-8 аналогичен продвинутому интерьеру Boeing 787. Верхние багажные полки изогнуты, их центральный ряд выглядит так, словно прикреплён к изогнутому потолку, а не интегрирован в изгиб потолка, как на Boeing 777. Иллюминаторы такого же размера, что и на 777, то есть на 8 % больше, чем на 747-400. 747-8 оборудован светодиодной системой освещения, способной создавать психологически комфортное пребывание на борту самолета. Светодиодная система также обеспечивает большую надёжность и снижает эксплуатационные затраты.
С конца 2013 года на всех экземплярах Boeing 747-8 устанавливается пакет по улучшению производительности, состоящий из трёх компонентов: оптимизированных двигателей, нового бортового компьютера и улучшенной топливной системы. По заявлениям Boeing, данное усовершенствование позволит увеличить топливную эффективность самолёта на 1,8 %. Первый самолёт с такой модернизацией был поставлен 18 декабря 2013 года авиакомпании Cathay Pacific Cargo.
Что касается грузовой версии, то модель 747-8 Freighter оказалась популярнее, чем пассажирская версия.
Как и на 747-400F верхняя палуба короче, чем на пассажирской модификации, непосредственно до и после крыла в фюзеляже сделаны вставки общей длиной 5,575 м. На главной палубе создано место ещё для четырёх грузовых поддонов, а на нижней палубе — ещё для двух дополнительных контейнеров и двух дополнительных поддонов, или трёх дополнительных поддонов. С максимальным взлётным весом в 447 т, его общая грузоподъёмность составляет 140 т, а дальность полёта — 8,130 км.
Если сравнивать 747-8 Freighter с моделью 747-400ERF (грузовая версия 747-400 для больших расстояний), то у 747-8F больше грузоподъёмность, но меньшая (на 900 км) дальность полёта. По сравнению с существующим 747-400ERF, 747-8F имеет большую грузоподъёмность, но несколько меньшую дальность полёта. Кроме этого, 747-8F по сравнению с 747-400F имеет на 16% ниже стоимость тонно-километра, и несколько большую дальность.
Когда Boeing выпустил 747−400ERF, с максимальным взлётным весом на 16 т больше, чем 747-400F с его 397—410 т, это позволило авиаперевозчикам заправлять больше топлива, расходовать его во время полёта и производить посадку с тем же посадочным весом, что и 747-400F; это увеличило дальность полёта 747-400ERF по сравнению с 747-400F. Грузовые самолёты часто перевозят механизмы или грузы-моноблоки, для чего необходим самолёт с большей грузоподъёмностью и посадочным весом. Для транспортных самолётов принято указывать дальность полёта с максимальной нагрузкой, а не с максимальным запасом топлива. Увеличение максимального взлётного веса 747-8 на 29 т непосредственно определяет вес самолёта без топлива, но с грузом или его грузоподъёмность. Это привело к тому, что при полной загрузке 747-8 взлетает с не полностью заполненными топливными баками. В полётах без максимальной загрузки самолёт может взять больше топлива и увеличить дальность полёта.
История создания Boeing 747-8
Boeing 747-8 — первый удлинённый самолёт семейства 747, запущенный в серию. До него изменению длины подвергался только укороченный 747SP. 747-8 и 747SP — единственные варианты 747-го с изменением длины. Предполагалось, что у 747-8 будут те же двигатели и кабина, что и у Boeing 787, включая турбовентиляторный двигатель General Electric GEnx, также в нём частично (в некоторых каналах) используется электродистанционная система управления. Boeing заявил, что новый самолёт будет более тихим, более экономичным и более экологически чистым, чем предыдущие версии 747. Будучи развитием уже использующегося 747-400, 747-8 позволит сэкономить на обучении персонала и взаимозаменяемых деталях. В октябре 2006 года Boeing утвердил грузовую версию 747-8 Freighter.
Boeing утверждает, что 747-8 в пересчёте на одно пассажирское место будет по сравнению со своим конкурентом Airbus А380 легче более чем на 10%, а также будет расходовать на 11 % меньше топлива на одного пассажира, чем А380, что означает снижение себестоимости перелёта на 21%, а стоимости пассажиро-километра — более чем на 6%.
Строительство первых 747-8 Freighter началось на заводе в Эверетт (Вашингтон) в начале августа 2008 года. 14 ноября 2008 года Boeing объявил задержку программы, сославшись на нехватку технических ресурсов, конструктивные изменения и недавнюю забастовку рабочих. 21 июля 2009 года Boeing опубликовал фотографию сборки первого грузового самолёта с крылом, присоединённым к фюзеляжу.
В феврале 2009 года, только один эксплуатант (Lufthansa) заказал пассажирский вариант 747-8I, и Boeing объявил о необходимости пересмотра проекта 747-8. Корпорация рассматривала различные варианты, в том числе и отмену пассажирского проекта.
В октябре 2009 года Boeing сообщил о необходимости переноса первого полёта 747-8 на первый квартал 2010 года и о задержке поставок 747-8I. Из-за этой задержки Boeing понёс 1 миллиард долларов убытков вместо того, чтобы получить прибыль. В ответ, первый покупатель, грузовая компания Cargolux сообщила, что всё ещё желает получить 13 ранее заказанных самолётов грузовой модификации; Lufthansa подтвердила своё намерение приобрести пассажирский вариант. 12 ноября 2009 года Boeing объявил об завершении строительства первого самолёта для Cargolux и его передаче в окрасочный цех завода в Эверетте. Он будет проходить лётные испытания перед поставкой. 30 сентября 2010 года Boeing объявил о дальнейшем переносе срока передачи Cargolux первого грузового 747-8 на середину 2011 года.
4 декабря 2009 года Korean Air стала второй авиакомпанией, купившей пассажирский вариант 747-8, заказав 5 авиалайнеров. 8 января 2010 года, Guggenheim Aviation Partners (GAP) сообщила о сокращении своего заказа на 747−8F с 4 до 2 самолётов.
Первая гонка двигателей была завершена в декабре 2009 года. Самолёт успешно выполнил скоростные рулёжки 7 февраля 2010 года. 8 февраля 2010 года, после 2,5-часовой задержки из-за неподходящих погодных условий, 747-8 Freighter совершил свой первый взлёт с аэродрома Paine Field в 12:39 по тихоокеанскому времени. Самолёт приземлился в 16:18 по тихоокеанскому времени. По оценке Boeing, для сертификации 747-8 потребуется свыше 1,600 лётных часов. Второй испытательный полёт прошёл в конце февраля, самолёт был перегнан на аэродром Moses Lake, во время полёта испытывалось новое навигационное оборудование. Дальнейшие испытания проводились на Moses Lake, там самолёт испытывался на первичную полётопригодность и флаттер перед перелётом в Palmdale, California для выполнения большей части лётных испытаний так, чтобы не накладываться на испытания Boeing 787 Dreamliner, проводившиеся из аэропорта Boeing Field в Сиэтле.
К 11 марта 2010 года 747-8F выполнил тринадцать полётов, налетав в общей сложности 33 часа. 15 марта 2010 года второй 747-8F выполнил первый полёт из Paine Field в Boeing Field, где он временно базировался до перелёта в Palmdale для продолжения лётных испытаний совместно с первым 747-8F. 17 марта свой первый полёт, также с Paine Field в Boeing Field, выполнил и третий грузовой самолёт. Boeing планировал представить 747-8F вместе с 787 на авиасалоне Фарнборо-2010, хотя появление там обоих самолётов зависело от своевременного завершения ими оставшейся части программ лётных испытаний.
Во время лётных испытаний было замечено сваливание самолёта, вызванное воздействием турбулентного следа открытых створок шасси на внутренние секции закрылков. Boeing предпринял исследование этой проблемы, задействовав третий опытный самолёт в исследовательских полётах. Проблема была решена путём изменения конструкции створок внешних стоек основного шасси. В начале апреля 2010 года, Boeing выявил возможный дефект лонжерона — продольного силового элемента конструкции — в верхней части фюзеляжа. Согласно сообщению Boeing, детали, производящиеся субподрядчиком Vought Aircraft Industries, при определённых нагрузках, могут сломаться. Хотя Boeing заявил, что это не повлияет на лётные испытания, другие источники утверждают, что проблема может серьёзно влиять на работающую обшивку самолёта, пока не будет полностью исправлена. Две другие проблемы, связанные с колебанием внутренних секций элеронов и флаттером конструкции оставались нерешёнными до конца марта 2011 года, когда Федеральное управление гражданской авиации США подтвердило, что Boeing смог устранить вибрацию в самолёте. В сочетании друг с другом, эти проблемы замедлили ход лётных испытаний, заставляя Boeing раз за разом переносить начало серийного выпуска самолётов.
19 апреля второй самолёт перелетел из Moses Lake в Palmdale для проведения испытания двигателей в рамках подготовки к получению сертификата типа. Оставшийся самолёт испытательной группы должен был по графику отправиться в Palmdale в мае. Было сообщено, что 3 июня 2010 года двигатель второго самолёта был повреждён тягачом во время буксировки. Был повреждён капот двигателя, но сам двигатель не пострадал. После ремонта самолёт выполнил полёты на определение параметров топливной эффективности. 14 июня 747-8 завершил начальный этап лётных испытаний на полётопригодность, после чего Федеральное управление гражданской авиации США выдало Boeing подробный сертификат типа воздушного судна.
К концу июня 2010 года три самолёта 747-8F, участвовавшие в программе лётных испытаний, налетали в общей сложности более 500 часов, были завершены испытания в условиях жаркой погоды в Аризоне. Стало ясно, что Boeing нужен четвёртый самолёт 8F для ускорения лётных испытаний. Решено было использовать второй серийный самолёт RC503 для проведения испытаний не требующих или требующих минимум дополнительного оборудования, таких, как например, сертификация на радиочастоты высокой интенсивности или водораспыление. Первый полёт четвёртого самолёта, окрашенного для поставки компании Cargolux по новой схеме окраски данной компании, был выполнен 23 июля с Paine Field в Everett на Moses Lake, с последующим возвращением в Everett.
21 августа в Victorville California, 747-8F продемонстрировал свои возможности, поднявшись в воздух с взлётным весом 455,860 кг. Проектный максимальный взлётный вес — 442,253 кг.
15 октября 2010 года были пройдены такие тесты как «Water Spray Test», также были представлены первые фотографии пассажирского 747-8 Intercontenintal. 3 февраля 2011 года первый полёт совершил пятый грузовой Boeing 747-8F. 20 марта 2011 года свой первый полёт совершил пассажирский Boeing 747-8. 25 октября 2011 года пассажирский Boeing тестировался в условиях тропического климата в Барбадосе. 6 декабря самолёт тестировался пилотами Lufthansa.
Конец производства Boeing 747
К сожалению, спрос на Boeing 747-8 оказался минимальным. Всего был построен 151 самолет. 48 — в пассажирской версии 747-8 Intercontinental и 104 в грузовой 747-8F.
Летом 2020 года Boeing официально объявил о завершении производства двухпалубного широкофюзеляжного самолета Boeing 747.
«В свете текущей динамики и перспектив рынка мы завершим производство легендарного 747 в 2022 году»,— говорится в заявлении компании.
Boeing 747, или Jumbo Jet, производился американской компанией с 1968 года и является первым в мире двухпалубным самолетом. За полвека концерн создал несколько его модификаций, самая современная из которых — 747–8. Причина прекращения производства — оно стало экономически невыгодным. По оценке экспертов, с 2016 года корпорация теряет почти $40 млн на каждом выпущенном Boeing 747–8. Их производство сокращено до шести единиц в год. Последний заказ на пассажирский вариант самолета был сделан для нужд президента США в 2017 году.
После 2000-х Boeing 747 стал нерентабелен. Авиакомпании начали выводить свои 747 из эксплуатации, поскольку им было уже более 20 лет. Стоит заметить, что главной привлекательностью 747, как и его предшественников (747-100, 747-200, 747-300 и 747-400) была не пассажировместимость и грузоподъемность, а дальность полета. Поэтому, авиакомпании смогли заменить четырехдвигательный 747 двухмоторными самолетами с похожей дальностью — Boeing 777, Boeing 787, Airbus A330, Airbus A350 и т.д. Такие авиакомпании, как British Airways и Qantas, стремившиеся сохранить максимальную пассажировместимость заказали Airbus A380, вместо обновленного Boeing 747-8. Справедливости ради, стоит заметить, что производство A380 тоже прекратилось в 2021 году из-за отсутствия спроса.
К 2022 году четырехдвигательные дальнемагистральные самолеты были окончательно вытеснены с рынка двухдвигательными самолетами, способными летать на аналогичное расстояние. Полностью заполнить салоны двухпалубных лайнеров стало сложно и экономически рисковано, а расходы на перевозку пассажиров повысились из-за растущих цен на топливо и высоких эксплуатационных трат.
Boeing 747-8 выпускался с 2008 по 2022 год.
Смотрите как подешевели билеты
Характеристики Boeing 747-8
Дальность полета: 14,320 км
Вместимость: 495-605 пассажиров
Схема салона: 3+4+3
Длина самолета: 76,25 м
Диаметр фюзеляжа: 6,08 м
Размах крыла: 68,5 м
Максимальная скорость: 933 км/ч или 0,85 M
Максимальная высота полета: 13,100 м или FL431
Код ICAO: B748
Популярные рейсы самолетов в июне 2025